ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)

Что такое церебральный паралич?

Церебральным параличом называют различные повреждения головного и спинного мозга возникшие во время беременности, родов или короткого периода после родов. Поражены могут быть различные участки головного и спинного мозга, но всегда при ДЦП еще и имеются нарушения движений и позы. Детский церебральный паралич – довольно трудно поддается лечению. ДЦП является наиболее распространенной причиной инвалидности детей и встречается с частотой примерно 1/400 детей, рожденных живыми.

Почему детей с ДЦП стало несколько больше за последнее время?

Вероятно, это является следствием повышения выживаемости детей, рожденных при преждевременных родах (недоношенная беременность) и детей, имеющих при рождении очень низкий вес. Повышение выживаемости, связано с повышением уровня медицинских возможностей, а отнюдь не с экологическими факторами.

Почему это происходит?

Во многих случаях четко установить причину церебрального паралича нет возможности. Но известно, что, что формирующийся, во время беременности, головной мозг плода практически беззащитен перед многими инфекциями, особенно вирусными (краснуха, цитомегаловирус и.т.д) или перенесении новорожденным в послеродовом периоде таких инфекционных заболеваний, как менингит.

Среди других причин – кровоизлияние в мозг, чаще при затянувшемся периоде родов, недостаток снабжения мозга кислородом во время беременности (угроза невынашивания), тяжелая желтуха (например, при несовместимости групп крови матери и плода по резус-фактору), повреждение родовыми силами плода во время родов (родовая травма).

Но наиболее часто церебральный паралич наблюдают у недоношенных детей. Существуют также некоторые редкие наследственные заболевания, которые внешне могут напоминать церебральный паралич. Об этом пойдет речь ниже.

Симптомы церебрального паралича

Читать этот раздел рекомендуется только тем родителям у которых уже имеется ребенок страдающий ДЦП (диагноз устанавливают врачи). Иначе можно уподобиться героям повести К. Джерома «Трое в лодке…»

У каждого конкретного ребенка изменения индивидуальны. Нарушения движений и позы могут изменяться в широком пределе – от малозаметных до весьма очевидных. У одних детей имеется лишь легкая слабость или прихрамывание, в то время как у других затруднены такие действия как ползание, переворачивание, сидение, вставание, ходьба, речь, прием пищи или работа руками (мелкая моторика).

При наиболее тяжелой степени заболевания дети являются инвалидами и нуждаются в постороннем уходе очень длительное время и в достаточно редких случаях на протяжении всей жизни. Церебральный паралич, в большинстве случаев, не может быть обнаружен до тех пор, пока у ребенка не выявляется задержка формирования движений, необходимых для сидения и стояния.

Спастический тетрапарез (двойная гемиплегия) может быть обнаружен с 2-х, 3-х месяцев. Спастическая гемиплегия, так и диплегия, как правило, становятся заметными к достижению ребенком возраста 2-х лет, но можно поставить диагноз и раньше.

Помимо затруднений движений рук и ног, у детей, больных церебральным параличом, может быть ряд других нарушений или отклонений от нормы: судорожные приступы (эпилепсия), затруднения глотания, нарушенная регуляции мимики, слюнотечение, нарушение речи и слуха, зрительные нарушения (такие как косоглазие).

Умственные способности (интеллект, способность к обучению) могут оставаться неизмененными или также могут тяжело страдать. У многих детей интеллект остается нормальным, но выявляются специфические трудности обучения, связанные с имеющимися у них зрительными и двигательными проблемами.

Распространенным нарушением является недержание мочи изредка кала. Эти проблемы могут влиять на общение, двигательную активность и могут приводить к трудностям обучения.

В результате, в отсутствие надлежащей поддержки и правильных рекомендаций, церебральный паралич может стать причиной не только физического и интеллектуального дефекта, но также психологических и социальных проблем. Однако этого можно избежать при достаточно раннем оказании правильной помощи, желательно – сразу после постановки диагноза.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)

Варианты церебрального паралича

Спастическая диплегия (нижний парапарез)

Нарушены преимущественно движения в ногах, в меньшей степени – в руках могут быть судорожные приступы. иногда отставание в умственном развитии, некоторые дети имеют нечеткую речь (дизартрию). В тех случаях когда на первое место выступает спастичность, но одновременно имеют место и навязчивые движения (гиперкинезы), заболевание квалифицируется как спастическая диплегия, осложненная гиперкинетическим синдромом. Спастическая диплегия может быть осложнена и неустойчивой походкой вследствие нарушения равновесия. Такие дети обычно начинают ходить сами при соблюдении правил реабилитации.

Двойная гемиплегия (спастический тетрапарез)

Поражены все четыре конечности, двигательные возможности практически отсутствуют, или же имеются движения лишь в малых объемах и снижение силы в руках. Имеется сильная спастичность в руках и ногах. Этим больным недоступны даже навыки самообслуживания, у них имеет место грубое отставание в умственном развитии. У большинства речь развита крайне плохо. Довольно часто судорожные приступы. Результатов можно добиться только путем больших усилий.

Гиперкинетическая форма

Непроизвольные движения типа в туловище, в руках ногах, подергивания лица. Тугоподвижность в суставах (контрактуры) наблюдаются редко, в основном голеностопных, локтевых и лучезапястных суставах. Речь, как правило, всегда невнятна, интеллект обычно высокий, дети, если им это позволяют дефекты речи и моторики, учатся в массовых школах или в интернатах по массовой школьной программе.

Гиперкинетическая форма ДЦП может быть осложнена синдромом торсионной деформирующей дистонии (непроизвольные движения туловища). Спазмы могут быть в основном в мышцах шеи или же быть более распространенными – в мышцах плечевого пояса или груди.

У некоторых больных возникают почти фиксированные отведения той или другой руки назад в плечевом суставе, иногда болезненные и причиняющие неудобства больному. Ходить научить можно, при соблюдении правил реабилитации, подробнее на https://mir-rehab.ru

Атонически-астатическая форма (вялый тетрапарез)

Основными проявлениями при данной форме будет слабость мышц туловища и конечностей с неустойчивостью позы. Иногда может быть задержка умственного развития, но интеллект может быть и сохранен, тогда дети учатся по массовой программе. Ходить научить можно, при соблюдении правил реабилитации.

Гемипаретическая форма (половина тела, рука-нога с одной стороны

Аналогична по клинической картине гемипарезам, развивавшимся по различным причинам у детей после второго полугодия жизни, рука поражается значительно тяжелее чем нога. Может иметь место невнятная речь, задержка умственного развития, судорожные приступы и т.д. При соблюдении правил реабилитации можно значительно улучшить рисунок ходьбы.

ДЦП по уровням

0 Уровень 

Не формирует позу сидя, стоя, не поворачивается в положении лежа, не передвигается. Движений в руках нет, или они минимальны. Невнятная речь, задержка умственного развития, судорожные приступы и т.д.

Уровень типичен для больных ДЦП в форме двойной гемиплегии (спастического тетрапареза).

1 уровень 

Передвигается с посторонней помощью (подуровень а) или с опорой на ходунки (подуровень б), самообслуживание отсутствует или частичное, в небольшом объеме. Сидит в дефектной позе, с опорой, позу стоя не удерживает. Невнятная речь, задержка умственного развития различная по тяжести. Интеллект может быть снижен, но может быть и нормальным, и эти дети могут учится по программе массовой школы.

2-уровень

Передвигается с опорой на костыли или трости (а), самообслуживание незначительно ограниченно из-за неправильных установок в суставах рук или навязчивых движений (гиперкинезов). Садится сам в дефектной позе, позу стоя может создать с трудом, но ее без поддержки не удерживает, невнятная речь, задержка умственного развития.

3-уровень

Ходьба с дефектной походкой.

  • а) самостоятельная на короткие расстояния без дополнительной опоры;
  • б) на значительные расстояния, функция рук нарушена незначительно, самообслуживание полное, затруднена только мелкая моторика. Интеллект может быть нормальным, в 15-20% задержка умственного развития в легкой степени, невнятная речь в 40-45% случаев.

ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ БОЛЬНЫХ после реабилитационного курса ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО 4-Х БАЛЬНОЙ ШКАЛЕ.

  • 0-отсутствие изменений
  • 1-улучшение отдельных двигательных навыков, функциональных возможностей в пределах первоначального уровня, существенно влияющие на двигательный стереотип больного.
  • 2-улучшение комплекса двигательных возможностей , в пределах первоначального уровня подготавливающего к переходу на следующий уровень/переход с подуровня а) к подуровню б).
  • 3-улучшение в двигательной сфере, позволяющее отнести больного к более высокому уровню по сравнению с первоначальным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Щенячий патруль. Вперед патруль!
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: